Отличие инициативного аудита от обязательного
Как понять какому аудиту подлежит Ваша фирма? И в чем отличия инициативного аудита от обязательного?
Инициативный аудит – добровольная проверка достоверности и правильности бухгалтерского и налогового учета, информации в финансовой отчетности. Такой аудит позволяет объективно оценить текущее состояние бизнеса и вовремя предпринять соответствующие меры.
Напомним, обязательному аудиту подлежат:
- Акционерные общества;
- Кредитные, страховой организацией, инвестиционные фонды, гос. компании, негосуд. Пенсионные и иные фонды (полный перечень ищи в нашем посте про «Обязательный аудит»)
- Компании, в независимости от вида деятельности, чей объем выручки от реализации продукции за отчетный год превышает в 500 000 раз установленный МРОТ или сумма активов баланса организации превышает на конец отчетного года в 200 000 раз установленный законодательством РФ МРОТ;
Во всех остальных случаях аудит принято называть инициативным или добровольным.
Основные отличия инициативного аудита от обязательного:
- Проводится по желанию руководителей/учредителей/акционеров компании
- Можно проводить в любое время без привязки с определенным срокам. Аудиторская проверка – проводится ежегодно
- Инициативный аудит проводится сотрудниками компании, обязательный – с привлечением аудиторской фирмы, которая имеет соответствующие лицензии
- Нет штрафов за непроведение аудита или отсутствие результатов
Различают два вида инициативного аудита: внутренний и внешний
- Внутренний – проводится службой внутреннего аудита для оценки работы компании и повышения её эффективности.
- Внешний – проводится с привлечением независимых аудиторов или аудиторских фирм. Его цель – проверка достоверности сведений в отчетах и контроль за соблюдением требований законодательства.
В каких случаях компании стоит инициировать аудит:
- Перед налоговой проверкой, дабы избежать штрафов и пени;
- В целях проверки качества ведения бух. учета в компании;
- Для подтверждения финансовой устойчивости, например, если компания берет кредит
- При продаже или покупке готового бизнеса.
- Для оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.